Как вложить душу в намаз?
Сказал Шейх Ибн Кайим в «аль-Уабиль ас-Сайиб»:
«Человек может вложить в намаз всю свою душу и предаться мыслям о Великом и Могущем Аллахе только тогда, когда одолеет в себе свою страсть и низменные желания, иначе страсть охватит его сердце, и шайтан займет в нем свое место, и как ему тогда освободиться от соблазнов и посторонних мыслей?
Человеческие сердца можно разделить на три вида:
1. Сердце, в котором нет веры и ничего хорошего. Это черное сердце, которое не искушает даже шайтан, потому что он уже поселился в нем и делает с ним, что пожелает.
2. Сердце, в котором вера зажгла свою лампу и осветила его своим светом. Однако в нем еще присутствует тьма страстей и бушуют ураганы низменных желаний. Шайтан то подступается к нему, то убегает, временами
искушая его, и война между ними ведется с переменным успехом.
Такого рода сердца сильно отличаются друг от друга. Одни из них чаще побеждают своего врага, другие - проигрывают ему, у третьих за каждым поражением следует победа.
3. Сердце, наполненное верой и озаренное его светом. С него спало покрывало страстей, рассеялась тьма, свет озарил его грудь, и все искушения сгорают от этого яркого света, не успев приблизиться к нему. Такое сердце подобно небу, охраняемому звездами: как только шайтаны приближаются к нему, на них обрушиваются пылающие звезды и сжигают их. Но ведь небо запретно для шайтанов не больше, чем сердце верующего, и Всевышний Аллах оберегает человека больше, чем небеса. Небо - это место поклонения ангелов и место нахождения откровения, на небесах хранится свет покорности и смирения. Сердце верующего - это вместилище единобожия и любви, познания и веры, и поэтому оно заслуживает, чтобы его оберегали и защищали от козней врага, дабы шайтан ничего не забрал из него, кроме как украдкой.
Эти сердца подобны трем домам:
1. Дом царя, в котором он хранит свои сокровища, сбережения и драгоценности.
2. Дом раба, в котором он хранит свои сбережения, но это не царские сокровища и драгоценности.
3. Пустой дом, в котором нет ничего.
В какой из этих трех домов зайдет вор?
Абсурдно полагать, что он зайдет в пустой дом, потому что в нем нечего воровать. Как-то раз Ибн Аббасу, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказали: «Иудеи утверждают, что шайтаны не искушают их во время молитвы». Ибн Аббас сказал: «А что делать шайтану с опустошенным сердцем?»
Трудно представить, что он зайдет в царский дом, потому что он хорошо охраняем и в нем много замков, - ни один вор не подойдет к этому дому. Да и как он может подойти к нему, если его охраняет сам царь, окруженный стражниками и войсками? И вору ничего не остается, как войти в дом раба, и именно на его дом он совершает налеты.
Пусть каждый благоразумный человек поразмышляет над этим примером и сохранит его в своем сердце, ибо это не так уж и сложно.
Сердце, в котором нет ничего хорошего, - это сердце неверующего человека и лицемера, это - дом шайтана, ибо он взял его себе, поселился в нем, сделал его своим жилищем и местом обитания. Что же ему воровать в собственном доме, в котором он хранит все свои сокровища и сбережения - сомнения, фантазии и искушения?
Какой шайтан осмелится приблизиться к сердцу, полному благоговения перед Великим и Могущим Аллахом, исполненному любви к Нему, стыда и страха перед Ним? Даже если шайтан и пожелает что-нибудь похитить из этого сердца, что ему брать? Его цель - похитить или отобрать что-нибудь, воспользовавшись невнимательностью раба Аллаха, которая обязательно присутствует в нем, ибо он - человек, а людям свойственна небрежность, забывчивость, растерянность и своенравность.
В сердце человека присутствует стремление к единобожию, желание познать Всевышнего Аллаха, любовь к Нему, вера в Него и в Его обещания. Но в нем также присутствуют страсть и низменные желания.
Сердце человека постоянно подвергается то хорошему, то дурному влиянию. Иногда оно слушает голос веры, познания и любви к Всевышнему Аллаху, а иногда оно внемлет призывам шайтана и низменных желаний.
Шайтан искушает такие сердца и сражается с ними, Аллах же помогает тем, кому пожелает: «Помощь приходит только от Аллаха, Могущественного, Мудрого» (Семейство Имрана, 3:126).
Шайтан может одолеть раба Аллаха только с помощью своего оружия. Он проникает в сердце человека, находит там свое оружие, берет его в руки и начинает бой. Его оружие - это страсти, сомнения, несбыточные мечты и желания. Все это есть в сердце человека, и шайтан, проникая в него, находит там свое оружие в боевой готовности, берется за него и атакует. Если раб Аллаха обладает другим оружием - верой, с помощью которой он противостоит врагу и превосходит его, то он потребует от шайтана справедливости, а если нет, то победа будет за его врагом. Ля хауля, уа ля куввата илля би-Ллях! (Нет мощи и нет силы ни у кого, кроме Аллаха!). Тот раб Аллаха достоин порицания, который подпустит к себе своего врага и, распахнув перед ним двери своего дома, позволит ему войти, чтобы взять оружие, которое он затем направит против него самого?